Невостребованные инновации инновациями не являются

Даже материализованная инновационная идея, при отсутствии потребителя, не становится инновацией. В современной России данный продукт может стать идеальным инструментом для «освоения» бюджетных средств или, что случается значительно реже, превратиться в инновацию за рубежом.

 

Инновации возникают лишь в условиях развивающейся экономики, основанной на острой конкурентной борьбе производителей товаров и услуг.

 

Инноватор - это не изобретатель, не человек науки и техники, инноватор - это человек бизнеса[1,2].

 

Понятие «инновация» (innovation) трактуется в Оксфордском толковом словаре [3], как любой новый подход к разработке, производству или сбыту товара, в результате чего компания получает преимущество перед конкурентами.

 

В этой связи возникают вопросы – можно ли говорить об инновациях там, где нет конкурентной среды? В чем смысл требований от ученых и специалистов инновационных решений?

 

Стране необходимы серьезные реформы, которые способны стимулировать создание среды благоприятствующей развитию отечественного индустриального и постиндустриального бизнеса, среды, в которой инновации окажутся востребованными и, наконец-то, возникнет возможность реализации нашего национального инновационного потенциала.

 

[1] В.П. Ващенко «От «внедрения» до «осознания» и «принуждения»: об инновациях и их производных», Труды РИЭП, 2009.

[2] J. Schumpeter, “The Theory of Economic Development: Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and Business Cycle”, Cambridge, 1934.

[3] Бизнес: Оксфордский толковый словарь. М.: Прогресс – академия, РГТУ, 1995.

 

Уйти, чтобы вернуться

Отсутствие рынка производителей современной потребительской электроники в России обусловлено рядом факторов, в том числе: незаинтересованностью отечественных инвесторов в проектах с высокими капитальными затратами и длительным периодом окупаемости.

 

В результате российские разработчики и производители радиоэлектроники обратили свои взоры на интенсивно растущие экономики стран ЮВА, в которых увеличивается, как производство, так и продажи радиоэлектронной потребительской продукции.

 

Данный факт, плюс поддержка государства через специально созданный российский экспортный центр (РЭЦ)  https://www.exportcenter.ru делает привлекательным создание совместных предприятий (СП) с российским участием в этих регионах.

 

Такие предприятия способны стать центрами, превращающими перспективные отечественные научно-технические решения в инновации, то есть обеспечить им востребованность мировым рынком.

 

Наиболее оптимальная схема взаимодействия – включение российских решений в конечную продукцию местных производителей, пользующуюся широким спросом.

 

Если права собственности на технологии и разработки при этом остаются у российских компаний, то данные решения могут стать заметной статьёй российского экспорта и стимулировать процесс развития отечественной радиоэлектроники.

В свою очередь, продукция СП может прийти на российский рынок и потеснить на нём в конкурентной борьбе известных иностранных поставщиков.